Социально-психологическая служба

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Цель: содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Социальная цель: помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; воспитание стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Образовательная цель: создание необходимых условий для приобретения обучающимися необходимых знаний и навыков для получения профессии, трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

ЗАДАЧИ

  • Обеспечение по возможности полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  • Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Психолого-педагогическое изучение детей.
  • Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии.
  • Социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии.
  • Оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях.
  • Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.
  • Консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  • Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  • Психологическая диагностика — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода школьного детства, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушений личности и интеллекта.
  • Психологическая коррекция и развитие — активное воздействие на процесс формирования личности ребенка, преодоление отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков.
  • Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
  • Психологическое просвещение — формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), у педагогов и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; работа по самообразованию.

                                              

                                               Психологическая профилактика

  • Адаптация учащихся
  • Определение психологической готовности к обучению
  • Рекомендации родителям, педагогам, учащимся
  • Подготовка индивидуальных программ
  • Часы релаксации
  • Создание благоприятного психологического микроклимата

 

Психологическая диагностика

В диагностической деятельности педагогом – психологом образовательной организации используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.

Диагностический инструментарий

Исследуемые параметры Подбор методик
Познавательные процессы: восприятие, внимание, память Признаки предмета,корректурная проба,

10 слов и др.

Мышление: обобщение, сравнение, исключение, классификация Предметная классификация,исключение предметов,

исключение понятий,

сравнение понятий,

ассоциативный (словесный) эксперимент,

выделение существенных признаков и др.

Осведомленность Тест диагностики информированности ребенка о социальном окружении
Интеллект Методика исследования интеллекта ВекслераТест Бине-Симона

Тест интеллекта Р.Кеттелла

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Мотивация Оценка уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Самооценка Шкала самооценки
Тревожность Тест школьной тревожности ФиллипсаШкала социально-ситуационной тревоги Кондашаи др.
Агрессивность Опросник Басса-Дарки
Темперамент Опросник Айзенка
Социометрия Методика «Социометрия» Дж. Морено
Профессиональные намерения Методика «Карта интересов»

Длительность обследования обычно занимает от 30 минут до 1 часа в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.

 

Психологическая коррекция и развитие

В коррекционно-развивающей деятельности педагогом – психологом используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.

Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется особенностями развития, возрастом, выраженностью аффективных проблем, темпом усвоения материала.

В школе реализуются следующие коррекционно-развивающие программы:

  • «Развитие познавательных способностей младшего школьника»;
  • «Мы – мальчики, мы – девочки» (программа по полоролевому воспитанию);
  • «Развитие познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего школьного возраста»;
  • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»;
  • «Я и МЫ» (программа на повышение уровня сплоченности коллектива).

Все учащиеся школы посещают уроки коррекции (психологический час).

В начальной школе занятия проводятся по программе «Развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью». ЦЕЛЬ программы состоит в развитии и коррекции познавательных процессов, обеспечивающих успешность учебной деятельности и необходимых для развития  школьника с ограниченными возможностями здоровья. В программу коррекционно-развивающих занятий введены занятия по методике «Страна эмоций», разработанные для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка. Также проводится цикл занятий по полоролевому воспитанию «Мы – мальчики, мы – девочки».

В старшей школе и среднем звене проводятся занятия по профилактике ПАВ, агрессивности, на формирование ЗОЖ, профориентационная работа, а также коррекция познавательной сферы.

 

Консультативная деятельность

 

Основная тематика запросов:

  • Случаи дивиантного поведения детей
  • Неуспеваемость и ее причины
  • Психолого-клинико-педагогическая характеристика учащегося
  • Психологический климат, межличностные отношения, сложности общения
  • Профессиональное консультирование
  • Проблемы полового созревания подростков

 

Психологическое просвещение

активно ведется работа по данному направлению.

  • Семинар-практикум для педагогов
  • Выступления на МО, педагогических советах
  • Семинары для родителей, выступления на родительских собраниях
  • Лекции, беседы для учащихся
  • Работа по самообразованию

 

 

This entry was posted in Психологическое сопровождение. Bookmark the permalink.