ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Цель: содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Социальная цель: помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; воспитание стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Образовательная цель: создание необходимых условий для приобретения обучающимися необходимых знаний и навыков для получения профессии, трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
ЗАДАЧИ
- Обеспечение по возможности полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Психолого-педагогическое изучение детей.
- Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии.
- Социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии.
- Оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях.
- Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.
- Консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
- Психологическая диагностика — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода школьного детства, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушений личности и интеллекта.
- Психологическая коррекция и развитие — активное воздействие на процесс формирования личности ребенка, преодоление отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков.
- Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
- Психологическое просвещение — формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), у педагогов и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; работа по самообразованию.
Психологическая профилактика
- Адаптация учащихся
- Определение психологической готовности к обучению
- Рекомендации родителям, педагогам, учащимся
- Подготовка индивидуальных программ
- Часы релаксации
- Создание благоприятного психологического микроклимата
Психологическая диагностика
В диагностической деятельности педагогом – психологом образовательной организации используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.
Диагностический инструментарий
Исследуемые параметры | Подбор методик |
Познавательные процессы: восприятие, внимание, память | Признаки предмета,корректурная проба,
10 слов и др. |
Мышление: обобщение, сравнение, исключение, классификация | Предметная классификация,исключение предметов,
исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативный (словесный) эксперимент, выделение существенных признаков и др. |
Осведомленность | Тест диагностики информированности ребенка о социальном окружении |
Интеллект | Методика исследования интеллекта ВекслераТест Бине-Симона
Тест интеллекта Р.Кеттелла Прогрессивные матрицы Дж. Равена |
Мотивация | Оценка уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой |
Самооценка | Шкала самооценки |
Тревожность | Тест школьной тревожности ФиллипсаШкала социально-ситуационной тревоги Кондашаи др. |
Агрессивность | Опросник Басса-Дарки |
Темперамент | Опросник Айзенка |
Социометрия | Методика «Социометрия» Дж. Морено |
Профессиональные намерения | Методика «Карта интересов» |
Длительность обследования обычно занимает от 30 минут до 1 часа в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.
Психологическая коррекция и развитие
В коррекционно-развивающей деятельности педагогом – психологом используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется особенностями развития, возрастом, выраженностью аффективных проблем, темпом усвоения материала.
В школе реализуются следующие коррекционно-развивающие программы:
- «Развитие познавательных способностей младшего школьника»;
- «Мы – мальчики, мы – девочки» (программа по полоролевому воспитанию);
- «Развитие познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего школьного возраста»;
- «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»;
- «Я и МЫ» (программа на повышение уровня сплоченности коллектива).
Все учащиеся школы посещают уроки коррекции (психологический час).
В начальной школе занятия проводятся по программе «Развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью». ЦЕЛЬ программы состоит в развитии и коррекции познавательных процессов, обеспечивающих успешность учебной деятельности и необходимых для развития школьника с ограниченными возможностями здоровья. В программу коррекционно-развивающих занятий введены занятия по методике «Страна эмоций», разработанные для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка. Также проводится цикл занятий по полоролевому воспитанию «Мы – мальчики, мы – девочки».
В старшей школе и среднем звене проводятся занятия по профилактике ПАВ, агрессивности, на формирование ЗОЖ, профориентационная работа, а также коррекция познавательной сферы.
Консультативная деятельность
Основная тематика запросов:
- Случаи дивиантного поведения детей
- Неуспеваемость и ее причины
- Психолого-клинико-педагогическая характеристика учащегося
- Психологический климат, межличностные отношения, сложности общения
- Профессиональное консультирование
- Проблемы полового созревания подростков
Психологическое просвещение
активно ведется работа по данному направлению.
- Семинар-практикум для педагогов
- Выступления на МО, педагогических советах
- Семинары для родителей, выступления на родительских собраниях
- Лекции, беседы для учащихся
- Работа по самообразованию