Психологическая коррекция и развитие
Важным направлением деятельности педагога-психолога, работающего в коррекционном общеобразовательном учреждении, является коррекционно-развивающее направление работы с учащимися школы, ориентированное на развитие познавательной, коммуникативной, моторной, эмоционально – волевой, личностной и социальной сфер.
Данное направление предполагает активное воздействие психолога на развития познавательных процессов учащихся, формирование личностных и индивидуальных способностей, посредством коррекции отклонений в психическом развитии и поведении.
Коррекционно – развивающая деятельность в работе с лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает следующие профессиональные задачи психологической службы:
▪ развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация учащихся;
▪ компенсация и коррекция нарушений в развитии;
▪ построение коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики и корректировка индивидуальных программ развития;
▪ развитие индивидуальных образовательных возможностей;
▪ осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации.
В школе реализуются следующие коррекционно-развивающие программы:
- «Развитие познавательных способностей младшего школьника»;
- «Мы – мальчики, мы – девочки» (программа по полоролевому воспитанию);
- «Развитие познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего школьного возраста»;
- «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»;
- «Я и МЫ» (программа на повышение уровня сплоченности коллектива).
- «Магия глины»
- Мой ребенок — первоклассник! программа для родителей первоклассников.
- «Развитие коммуникативных навыков»
- Уроки психологии по профилактике насилия «Искусство общения», в рамках программы: «Профилактика жестокого обращения с детьми»
- «Диагностика уровня сформированности у учащихся первых классов предпосылок к овладению учебной деятельностью».
- «Палетто» коррекционно-развивающий комплекс упражнений
Все учащиеся школы посещают уроки коррекции (психологический час).
В начальной школе занятия проводятся по программе «Развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью». ЦЕЛЬ программы состоит в развитии и коррекции познавательных процессов, обеспечивающих успешность учебной деятельности и необходимых для развития школьника с ограниченными возможностями здоровья. В программу коррекционно-развивающих занятий введены занятия по методике «Страна эмоций», разработанные для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка. Также проводится цикл занятий по полоролевому воспитанию «Мы – мальчики, мы – девочки».
В старшей школе и среднем звене проводятся занятия по профилактике ПАВ, агрессивности, на формирование ЗОЖ, профориентационная работа, а также коррекция познавательной сферы.
Фрагмент подгруппового сенсорно-интерактивного занятия для учащихся с ТМНРhttps://youtu.be/XtcDxhjFjmo