Психологическая диагностика

Психологическая диагностика

 Диагностическое направление реализуется с целью составления социально-психологического портрета учащихся; определения путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении и общении; выбора средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им индивидуальными особенностями обучения и коммуникации.

В русле психодиагностического направления педагоги – психологи решают следующие конкретные задачи:

— обследование учащихся с целью определения уровня психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;

— дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом и

психофизическом развитии;

— изучение особенностей, способностей  и образовательных возможностей учащихся;

— диагностика коммуникативных способностей учащихся, психологических причин нарушения в сфере общения;

— исследование структуры, состояния взаимоотношений и психологического

климата в детских группах (классах);

— психологическое обследование учащихся с целью определения хода психического развития, развития личности или отдельных ее сторон;

— исследование способностей, интересов, склонностей учащихся с целью оказания им помощи в личностном и профессиональном самоопределении.

В диагностической деятельности педагогом – психологом используются групповые, подгрупповые и индивидуальные методы диагностики работы с детьми.

Диагностический инструментарий

Исследуемые параметры Подбор методик
Познавательные процессы: восприятие, внимание, память Признаки предмета,корректурная проба,

10 слов и др.

Мышление: обобщение, сравнение, исключение, классификация Предметная классификация,исключение предметов,

исключение понятий,

сравнение понятий,

ассоциативный (словесный) эксперимент,

выделение существенных признаков и др.

Осведомленность Тест диагностики информированности ребенка о социальном окружении
Интеллект Методика исследования интеллекта ВекслераТест Бине-Симона

Тест интеллекта Р.Кеттелла

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Мотивация Оценка уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Самооценка Шкала самооценки
Тревожность Тест школьной тревожности ФиллипсаШкала социально-ситуационной тревоги Кондашаи др.
Агрессивность Опросник Басса-Дарки
Темперамент Опросник Айзенка
Социометрия Методика «Социометрия» Дж. Морено
Профессиональные намерения Методика «Карта интересов»

Длительность обследования обычно занимает от 30 минут до 1 часа в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.

Программа «Диагностика уровня сформированности у учащихся  первых классов предпосылок к овладению учебной деятельностью»

This entry was posted in Психологическое сопровождение. Bookmark the permalink.